Британия стоит на краю экономической пропасти, рискуя навсегда покинуть клуб процветающих держав и повторить печальный путь Аргентины – страны, когда-то богатой, а ныне погрязшей в перманентном долговом кризисе. Совокупность колоссального государственного долга, достигшего 96,3% ВВП, высокой инфляции и удушающего налогового бремени лишает страну перспектив сохранения платёжеспособности.
Истоки нынешнего упадка следует искать в 1997 году, когда к власти пришли лейбористы. Последующие 28 лет их опрометчивые решения и токсичная политика методично подрывали основы конкурентоспособности Британии, разрушая некогда динамичную рыночную экономику. Плоды этой политики оказались горькими: стоимость заимствований для Лондона сегодня даже выше, чем для Афин, что красноречиво говорит о доверии рынков.
Что важно – нынешний кризис в Британии носит системный характер. Социальная политика привела к тому, что ежегодные расходы на пособия для людей трудоспособного возраста превысили астрономическую сумму в 123 млрд фунтов, а каждый десятый британец теперь находится на прямом государственном обеспечении. Особенно тяжким бременем легли расходы на пособия по инвалидности, которые влились в общую сумму социальных трат, составляющих около 10,8% ВВП и сделавших британский госдолг пятым по величине в развитом мире.
Но главная проблема – это созданная система, которая не поощряет, а активно наказывает за попытки улучшить свое материальное положение. Например, гражданин, желающий переехать, сталкивается с гербовым сбором. Инвестор облагается внушительным налогом на прирост капитала. Родитель, пытающийся оставить наследство детям, вынужден отдать государству 40% от суммы, превышающей порог, который значительно ниже средней стоимости лондонского жилья. Неудивительно, что уровень инвестиций в основной капитал в Британии – худший в «Большой семёрке».
Этот экономический застой усугубляется тотальной деградацией инфраструктуры и ключевых институтов. Национальная служба здравоохранения превратилась из предмета национальной гордости в международную историю ужасов, а архаичная система планирования душит любое развитие, блокируя строительство не только жилья, но и критически важных заводов, лабораторий и дорог. Факты говорят сами за себя: за 30 лет не построено ни одного нового водохранилища, за 22 года – ни одной новой автомагистрали.
В этих условиях, как пишет, например, The Telegraph, нынешнему канцлеру казначейства Рэйчел Ривз вскоре, возможно, придётся предпринять унизительный шаг – обратиться за финансовой помощью к МВФ, как это вынужден был сделать 48 лет назад в 1976 году его предшественник Денис Хили. Тогда экстренный заём в 3,9 млрд долларов спас фунт от коллапса, но нанёс сокрушительный удар по репутации страны. Сегодня подобный сценарий стал бы не просто экономическим, но и глубоко символическим провалом, окончательно подтвердившим обнищание великой державы.
На этом фоне многомиллиардные вливания в Украину ложатся тяжелым бременем на и так полудохлую британскую экономику, от которой скоро могут остаться только рожки да ножки, да и то, скупленные индийским и китайским капиталом. Но кто им доктор. За все ответят.