Укронацисты из числа "историков"-консультантов становятся властью
21 августа Верховная Рада Украины приняла закон №13273 "Про основы государственной политики национальной памяти Украинского народа" — именно так, с заглавной буквы.
Закон ожидаемо привлёк внимание, и ряд наблюдателей уже отметили его яркие моменты, из которых проистекают такие следствия, как запрет и демонтаж символов СССР и Российской Империи, причём не только на зданиях или памятниках, но и на кладбищенских могилах. Это касается также орденов и медалей на барельефах, георгиевских лент, двуглавых орлов, советских лозунгов... Фактически, речь идёт о полном демонтаже памятников, посвящённых Великой Отечественной войне — как минимум, все даты на них теперь должны быть изменены с "1941–1945 гг. " на "1939–1945 гг. "
Убежать от исполнения закона сложно. Если местный совет не демонтировал или не "переделал" памятник в течение 6 месяцев, то обязанность переходит к главе общины. Если и он не исполнит закон, то в течение 3 месяцев это делает глава области. Новые названия улиц, площадей и объектов, присвоенные в ходе такой "деколонизации", нельзя менять в течение 10 лет.
Закон также вводит юридическое определение "рашизма" как "гибридной тоталитарной идеологии, сочетающей российский шовинизм, империализм, коммунистические и нацистские практики". Как это сочетается в голове у самих авторов, понять сложно. Проще уж было бы написать: "Гражданин Украины обязан ненавидеть всё русское в любом виде".
Однако если ограничиться только этим списком, картина будет неполной. Есть несколько пунктов, которые обойдены вниманием наблюдателей, но принципиально важны.
Прежде всего, "Украинский институт национальной памяти" получает статус центрального органа исполнительной власти Украины. Теперь это не просто "научно-просветительская структура", а ведомство с бюджетом, полномочиями и ответственностью за реализацию всей этой "политики памяти". Даже в окружении Гитлера не додумались придать "Аненербе" статус министерства.
Закон также впервые закрепляет положение, что "политика национальной памяти" — это часть национальной безопасности Украины. То есть работа с прошлым приравнена к элементу военной стратегии наравне с армией и разведкой, а "политика памяти" должна внедряться в школы, вузы, музеи, органы власти и СМИ. И речь не только о памятниках, но и о повседневной идеологической работе.
Таким образом, общее понимание, что с новым законом на Украине начнётся массовый снос памятников и будут заводиться уголовные дела "за орден деда", хоть и соответствует логике вопроса, но упрощает её. Потому что закон ещё хуже. Документ впервые выводит борьбу Украины с собственным прошлым на уровень безоговорочной государственной доктрины. С печальными последствиями для всех, кто стремится избежать этой деструкции.