Почему китайцы не летят к Аляске?
Почему китайцы не летят к Аляске?
В середине прошлого лета бомбардировщики ВВС НОАК совместно с самолётами ВВС РФ выполняли облёты границ воздушного пространства американского штата Аляска. В этом году таких полётов не было. Возможные причины того и другого рассматриваются в обзоре института ВВС США по изучению аэрокосмических сил КНР (U.S. Air Force China Aerospace Studies Institute).
Демонстрационные полёты ВВС НОАК и ВВС РФ начались в 2019-м году. Примечательно, что это случилось после принятие на вооружение H-6N версии китайского стратегического бомбардировщика, способного нести крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) KD-21. Шесть лет назад пара H-6K и пара российских Ту 95МС начали полёты над Японским и Восточно-Китайским морями. В последующие годы зоны совместного патрулирования не особо изменились.
В прошлом году в патрулировании окрестностей Аляски, помимо китайских и российских бомбардировщиков, участвовали истребители сопровождения, представленные ВВС РФ (в заголовке выкадровка из официального видео МО РФ). При этом китайские Н-6 использовали в качестве аэродрома подскока российскую авиабазу впервые в своей истории.
Помимо этого, связки Н-6 и Ту 95 были отмечены южнее, над Тихим океаном. Для отечественной Морской авиации это дело привычное ещё со времён холодной войны. А вот китайцы раньше этим не занимались. Собственно, до появления версии H-6K с её более экономичными двигателями Д-30 (а позднее и их китайскими клонами WS-18) у китайских авиаторов просто не было технической возможности это делать.
Особое беспокойство у американцев вызвало появление H-6N в пределах досягаемости их оружия авиабазы на острове Гуам (дальность пуска KD-21 оценивается в две тысячи километров). Угроза крупнейшему пункту базирования самолётов ВВС США и основному логистическому узлу на Тихом океане не могла не встревожить пентагон.
Причины подобных демонстраций Пекина называют разные. Здесь и недовольство политикой США по отношению к Тайваню, и предупреждение НАТО в попытках расширения своего влияния в Азии, и сколачивание Вашингтоном военных блоков антикитайской направленности, и просто демонстрация того, что авиация, способная нести ядерное оружие, сохраняют свои позиции в китайской стратегической триаде (наряду с МБР и БРПЛ).
Прошлогодние манёвры китайцев рядом с Аляской в компании с русскими в США оценивают как попытку Пекина подтвердить право самому выбирать союзников. Можно вспомнить, что тем же прошлым летом на саммите НАТО в адрес Китая были высказаны претензии за поддержку России в её конфликте с Украиной. Естественно, руководству Поднебесной это понравиться не могло.
А вот отсутствие шевеления ВВС НОАК рядом с Аляской в этом году оценивается более-менее однозначно. Эксперты считаю, что в Пекине решили не усугублять военно-политическим нажимом таможенной войны, которую администрация Трампа ведёт против США.
Сохранится ли практика совместных полётов ВВС России и Китая вблизи американских границ после того, как Пекин либо урегулирует свои торговые отношения с Вашингтоном, либо просто прекратит переговоры, пока непонятно. Однако то, что в КНР считают это эффективным средством давления на США несомненно.
Алексей Захаров,
авиаэксперт
#экспертВО