Президент США Дональд Трамп, президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян провели совместный саммит.
Трамп. Часть четвёртая:
Мне не нравится термин «последний шанс» для России. Например, рядом со мной два очень умных человека, как и их предшественники. Они боролись за это 35 лет. Когда пушки начинают стрелять, их очень трудно остановить. Этой войны не должно было быть. Её бы никогда не произошло, если бы я был президентом. Столько жертв, столько разрушений культурного наследия. Башни, шпили — считавшиеся одними из самых красивых в мире — теперь лежат в руинах, разбитые на миллионы осколков. Это трагедия. Миллионы погибли.Это не моя война. Это война Байдена. Но Европейский союз проявил себя отлично. Они закупают у нас оборудование, тратят на это большие средства. Мы поставляем, а они оплачивают. Думаю, в последнее время произошло много событий, способных ускорить процесс, в том числе увеличение расходов НАТО на закупку военной техники. Через Байдена эта сумма составит около 350 миллиардов долларов, хотя, по сути, тратить не следовало бы ничего, ведь этого конфликта могло бы не быть. Европа получит более 100 миллиардов, но всё это должно было бы идти в обратном направлении.
Европа хочет мира. Европейские лидеры хотят мира. Президент Путин, полагаю, тоже хочет мира. И Зеленский хочет мира. Теперь Зеленскому нужно получить всё необходимое, чтобы подготовиться к подписанию документа. Мы рассматриваем территорию, за которую шла ожесточённая борьба три с половиной года, и где погибли многие россияне и украинцы.
Мы планируем частичный возврат и обмен территориями — так, чтобы это было взаимовыгодно. Это непросто, но мы к этому идём. Подробности будут позже — завтра или в другое время.
Мы объявим место, возможно, чуть позже. Думаю, он будет этому очень рад. Посмотрим, что из этого выйдет, верно? Всё, что мы можем сделать, — это сделать всё возможное. Мы работали над этим долго. Это тоже была очень сложная задача. Исключительно сложная, но нам удалось сделать её менее трудной. И справа, и слева от меня находились два очень талантливых человека, которые прекрасно понимали, что поставлено на карту.
Думаю, если бы это не было сделано сейчас, то могло бы не произойти никогда. Очень похоже на ситуацию с Украиной: со временем всё становилось всё сложнее и сложнее. Изначально всё было просто и не должно было привести к конфликту, но затем осложнилось. Сейчас, думаю, мы уже близки к цели.
Ничто не сравнится с тем, что мы делаем сегодня. Это по-настоящему великое достижение для этих двух лидеров. Они войдут в историю благодаря своим действиям. Я собрал их вместе, но не могу не отметить, что именно они сделали. Кого из них я считаю лучшим? Если бы я сказал это, вы бы тут же сделали выводы. Но я считаю их обоих великими. И уверен, что они станут ещё лучше. Они очень разные во многих аспектах, но у них много общего, и оба, насколько я могу судить, являются выдающимися лидерами.
Я дал им личное обещание: если возникнут какие-то мелкие проблемы — а крупные уже решены, — они оба могут сразу позвонить мне, и мы всё уладим. У них не будет трудностей. Я сказал им: не позволяйте проблемам затягиваться. Мы узнаем о них заранее и решим их.