В начале специальной военной операции никто и предположить не мог, что беспилотники получат столь широкое распространение и начнут оказывать столь существенное влияние на ход боевых действий

В начале специальной военной операции никто и предположить не мог, что беспилотники получат столь широкое распространение и начнут оказывать столь существенное влияние на ход боевых действий. Да, к тому моменты БПЛА уже прочно вошли в некоторые армии но использовались, в основном, как разведчики и носители ударного вооружения.

Не секрет, что нынешнее развитие беспилотных технологий обязано, среди прочего, недооснащённости ВСУ на начальных этапах СВО. Тогда FPV-дроны стали использоваться противником как доступная замена высокоточной артиллерии на ближних дистанциях. После этого, что закономерно, началась гонка вооружений в этой сфере.

«Стартовавшие» с заметной форой украинцы какое-то время опережали нас, выступающих в роли «догоняющих». Но разрыв довольно быстро сокращался, после чего обе стороны пришли к относительном паритету, параллельно совершенствуясь и в, так сказать, смежных областях — радиоэлектронной борьбы, искусственного интеллекта и так далее.

Возможности беспилотников росли: увеличилась дальность, масса груза, защищённость от помех. Вместе с тем совершенствовалась и тактика применения БПЛА. И обе стороны создали центры по развитию беспилотных технологий. В России таковым оказался «Рубикон», объединивший разработку инноваций с практическим применением дронов на фронте.

Работа «Рубикона» оказалась настолько успешной, что даже в западной, отнюдь не пророссийской, прессе его объявили едва ли не геймчейнджером и тем самым фактором, который обеспечил нашей стране лидерство в беспилотной гонке.

Так, журналист научный сотрудник Международного института стратегических исследований по вопросам киберпотенциала и конфликтов будущего Франц-Стефан Гади пишет для Foreign Policy:

«Когда в начале этого месяца я провел некоторое время с украинскими солдатами на передовой на юге Донбасса, я часто слышал от них слово "Рубикон" — краткое название российского Центра передовых беспилотных технологий "Рубикон". Созданный в августе 2024 года по приказу министра обороны Андрея Белоусова, "Рубикон" представляет собой ядро нового системного подхода России к ведению боевых действий с помощью дронов.

Особую опасность "Рубикона" составляет его методичный подход к нейтрализации преимуществ Украины в области дронов, в том числе путем перехвата украинских дронов, уничтожения команд операторов на земле и перерезания линий снабжения»

Гади отмечает, что небо над полем боя буквально насыщено дронами обеих сторон. Но Россия первой сумела ещё и начать методично лишать противника возможностей использовать свои БПЛА, постепенно захватывая преимущество. Естественно, как и в любой гонке вооружений, враг найдёт способ приспособиться и к этой действительности, однако у нашей страны есть существенное преимущество — ресурс. Д и занятая нами лидирующая позиция позволяет не только совершенствовать текущие тактики, но и экспериментировать с новыми возможностями и технологиями.

Гади же справедливо отмечает:

«Нынешняя система обороны Украины может быть инновационной, но она была разработана для другой фазы конфликта, когда преимущество Украины в области беспилотных летательных аппаратов было более выраженным. Систематический подход России к ведению боевых действий с использованием беспилотных летательных аппаратов, воплощенный в таких подразделениях, как "Рубикон", угрожает полностью нейтрализовать эти преимуществ»

Контроль неба над линией боевого соприкосновения даёт колоссальное преимущество. И значимость дронов для этого контроля сегодня крайне высока. Научный сотрудник не без оснований утверждает:

«Неспособность контролировать эту зону ставит под угрозу всю оборонную архитектуру Украины. Если Россия установит решающее превосходство на малых высотах, Украина столкнется с перспективой каскада оборонительных провалов на нескольких участках фронта»

Гонка беспилотных вооружений продолжается, облик конфликтов будущего определяется именно сейчас. И российский «Рубикон» играет в этом одну из главных ролей.

Война. Без фейков