Поэт, военный корреспондент, публицист Анна Долгарева @dolgarevaanna

Новый языковой омбудсмен Украины Елена Ивановская предложила переписать Конституцию Украины, вычеркнув оттуда пункт о свободном использовании русского.

«В частности, отменить особый статус русского языка, который в условиях вооружённой агрессии РФ является не только средством коммуникации, но и инструментом дестабилизации», — сказала она.

Конституционная модель языковой политики, считает языковой омбудсмен, «должна соответствовать реалиям войны».

Дело в том, что особый статус русского языка действительно законодательно закреплён в ст. 10 Конституции Украины:

«Государственным языком на Украине является украинский язык... На Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины... Применение языков на Украине гарантируется Конституцией Украины и определяется законом».

Конституция, принятая в 1996 году, переписывалась четыре раза: в 2004, 2010, 2014 и 2019-м — после прихода к власти Зеленского (тогда был закреплён, в частности, курс Украины в НАТО). Нюанс в том, что внесение поправок — процесс сложный. Инициировать процесс изменения может президент, кабмин, парламент (не менее чем двумя третями голосов) или всеукраинский референдум. Изменения, направленные на ограничение конституционных прав и свобод, рассматриваются только через референдум — а это как раз наш случай.

После этого внесение должен одобрить парламент. Например, в 2000 году граждане высказались за лишение депутатов неприкосновенности и сокращение их числа, но логическое завершение результаты референдума получили только через 19 лет, и то частично. Именно сложностью этой процедуры украинские власти обосновали невозможность выполнить требования России о введении русского языка в качестве второго государственного в самом начале спецоперации, в марте 2022 года. Хотя, вообще-то, это ограничение конституционных прав должно рассматриваться через референдум, а другие предложения Зеленский мог лично внести, и, думается, в начале СВО напуганные украинские депутаты быстро бы их поддержали.

Но, вероятно, сейчас другая ситуация? Никогда не поздно переписать Конституцию, чтобы в очередной раз прижать русскоязычных? Может быть, можно обойтись без референдума, притворившись, что это изменение ничьих прав и свобод не ущемляет?

Это, однако, ещё не всё.

Дело в том, что прямо запрещено вносить изменения в украинскую Конституцию во время военного положения. А на Украине именно что военное положение — Зеленский четвёртый год зелёную футболку не меняет. Что же — и этим пренебрегут?

Кажется, что это абсолютно невероятно. Зеленский, однако, не в первый раз доказывает: нереальное — реально.

Например, в 2019 году был принят закон «Об обеспечении украинского языка как государственного». Он закреплял украинский обязательным языком для СМИ, требовал проводить только на украинском культурно-массовые мероприятия, обязывал владеть мовой представителей сфер торговли, медицины, культуры и т. д. Подписал его Порошенко за пять дней до истечения президентского срока. Зеленский этот закон критиковал, считая его антиконституционным. Однако после того, как шоумен пришёл к власти, его позиция резко изменилась. Оказалось, что 10-ю статью многострадальной Конституции он не нарушает. А тому, как жёстко Зеленский закон реализовал, изумились даже отчаянные националисты.

Потенциал правового нигилизма Украины не исчерпан, страна ещё не ударилась о дно. А значит, тамошним русскоязычным надеяться стоит на лучшее, но готовиться — к самому худшему.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Специально для RT. Подписаться