Министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил перед СМИ по итогам СМИД ШОС. Часть восьмая (финал).
Вопрос:
Постпред Украины при ООН Кислица заявил, что «стамбульский формат переговоров практически себя исчерпал». Это такой способ торга, может быть, способ приблизить встречу президента Владимира Путина с Зеленским, или стамбульский формат вновь на паузе?
Лавров:
Кислица уже не постоянный представитель при ООН, он, по-моему, замминистра даже сейчас, хотя, конечно, репутацию себе он сделал именно в качестве посла при Организации Объединённых Наций. Зеленский ведь тоже говорил, что стамбульский формат – это не серьёзно, по-моему, кто-то ещё из его команды делал подобное заявление, и аргумент был очень простой, что они ничего не обсуждают, кроме гуманитарных проблем: обмен пленными, возвращение тел погибших, возвращение раненых бойцов.Но если они считают, что этот формат себя исчерпал, это лишний раз подтверждает их наплевательское отношение к своим собственным гражданам, так же, как они переданных им давным-давно тела не хотят передавать родственникам, чтобы деньги сэкономить, так же, как они сбили и наш самолёт, который доставлял пленных для обмена какое-то время назад.
И вот это, в общем-то, лицо украинского режима. Но не надо забывать, что они лукавят, потому что помимо гуманитарных вопросов, которые, конечно же, важны – вопросы касаются людей, их родных и близких, но помимо этих гуманитарных вопросов мы ведь на втором раунде этих переговоров, наша делегация передала проект договорённости, проект, который имел форму меморандума, а украинцы передали свой проект меморандума. Да, они противоположны. Мы обсуждали по просьбе американцев с ними на экспертном уровне, как мы видим развязку. Ответ был очень простой.
Несмотря на диаметрально противоположные позиции, в апреле 2022 года в Стамбуле удалось ведь договориться о развязке – не просто о прекращении огня, а о принципах урегулирования, которые были предложены Украиной и которые устраивали Российскую Федерацию. Был документ парафирован, была договорённость начать уже готовить правовой документ, договор, но тогда британцы наверняка с согласием, сведомо Соединённых Штатов, запретили украинцам этот документ подписывать.
Это просто в качестве примера того, что при всех несовпадающих, прямо противоречащих друг другу позициях, всегда есть возможность для разговора, но если они заявляют, что формат исчерпан, означает это, помимо наплевательского отношения к своим гражданам, ещё и нежелание договариваться. Наверное, им опять Макроны, Стармеры, Урсулы фон дер Ляйен и прочие Мерцы запрещают это делать, когда все эти персонажи просто в один голос требуют срочно накачивать Украину дополнительными наступательными вооружениями.
Какой-то там есть германский представитель какого-то коллективного штаба при Минобороны по оказанию помощи Украине, он прямо говорит, надо дать ей максимально дальнобойные ракеты и виды вооружений, чтобы она могла наносить удары по территории России, в глубине территории России. И здесь, понимаете, они говорят так: никаких переговоров теперь – это уже ясно.