Зеленский наконец-то дочитал меморандум России с предложениями о мире на Украине и целый час выступал со своим мнением.
Часть четвёртая:
Американцы вполне понимают ситуацию. Хоть есть те, кто хотел бы сохранить "открытые двери" для России, но, если посмотреть на происходящее, — у самой России, по сути, всегда есть "много дверей" для манёвра, а у Украины — фактически только одна небольшая.Сейчас всё больше представителей американского руководства осознаёт: Россия старается выиграть время с помощью "искусственной дипломатии", откладывая реальные решения и санкции, чтобы продолжать наступательные действия и оккупацию новых территорий.
В этом и есть их цель. Все мои разговоры с президентом Трампом всегда были максимально публичными (или как минимум сам факт общения всегда вскрыт). Некоторые технические контакты остаются непубличными, но большинство коммуникаций между американским и украинским руководством проходят в регулярном, рабочем режиме и становятся публичными тогда, когда это действительно что-то меняет.
Относительно санкций: Сенат США к этому готов — мы слышали публичные заявления не только от сенаторов, но и от спикера палаты Майка Джонсона (не было отдельного контакта, но его позиция известна). Очень важно, чтобы президент Трамп тоже поддержал санкционный пакет, ведь в его недавних сигналах чувствуется желание предоставить России ещё одну возможность. Но нам важно, чтобы не было претензий, будто Зеленский не идёт на переговоры — я открыт, но есть международное и конституционное законодательство, и его нельзя обойти политической волей или договорённостями.
Мы с самого начала — и на обеих встречах в Стамбуле — подчёркивали: только США реально могут гарантировать международный мониторинг. Техническое привлечение европейских партнёров возможно, но только Америка полностью способна взять на себя эту функцию, и я думаю, все это понимают. Это одна из основных причин, почему лидеры должны встретиться именно в таком составе.
Теперь о прекращении огня. Я считаю, что важно продемонстрировать реальную готовность к миру. Можно объявить прекращение огня хотя бы на время встречи лидеров, чтобы люди почувствовали шанс. В ходе самой встречи речь должна пойти о форматах мониторинга и гарантиях. Ведь определённые вопросы (например, соблюдение режима тишины) можно контролировать — благодаря техническим средствам, таким как дроны, и с помощью третьей стороны для справедливости. Понятно, что украинцы будут обвинять в нарушениях россиян, а россияне — украинцев, поэтому необходим независимый посредник.
Русские сами уже дважды объявляли односторонние "режимы тишины" — следовательно, технически это возможно и сейчас. Для меня главное — увидеть реальную готовность завершить войну и понять, есть ли у них свобода и желание к результату.
Поэтому моё предложение таково: объявить прекращение огня на время встречи лидеров — без условий. Мы открыты — Стамбул, Швейцария, Ватикан, любая дата начиная хоть с завтрашнего дня или начала недели. В это время и народы Европы, и украинцы, и весь мир увидят хотя бы временный шанс на мир. Если бы российская сторона в Стамбуле действительно стремилась к конструктиву, этого можно было бы и не делать, но, как видим, сейчас необходимость очевидна.