Как дроны, атаковавшие российские аэродромы, вылетели из контейнеров и как ими управляли? «База» поговорила с экспертами беспилотных технологий, чтобы узнать возможные детали спецоперации «Паутина».
Кто сделал дроны?
По словам экспертов, дроны-камикадзе могли сделать в Украине, России или Китае — в каждой из этих стран еженедельно собирают тысячи подобных аппаратов, потому что дроны и БПЛА важнейшее оружие прямо сейчас.
Кто открыл крышу контейнеров?
По мнению главы аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, крышу могли открыть вручную перед началом атаки либо же с помощью электроприбора.
Придумать какой-нибудь простейший электропривод, который откроет эту крышку, это технически совершенно несложная задача. Если остались эти фуры, то специалистам скоро будет понятно, что именно произошло.
— Олег Пантелеев
По версии директора «RuDrones. Беспилотные технологии» Дмитрия Дацыкова, крышку могли отстрелить пиропатроном — в том числе сами дроны. Они могли идти первыми, а за ними остальные.
Откуда управляли дронами?
Контролировать дроны могли из любой точки мира с помощью сотовой связи. Судя по видео, опубликованным в украинских СМИ и пабликах, дронами управляли через систему ArduPilot. В воздухе находились одновременно несколько дронов, поэтому, скорее всего, ими управляли вручную, потому что для массовой автоматической атаки нужен алгоритм группового полёта, а это на текущий момент «лабораторная технология».
Дроны вряд ли управлялись через спутник: приёмник спутниковой связи большой, у него больше энергопотребления. Система Stаrlink от Илона Маска тоже не подошла бы для спецоперации, по крайней мере в Иркутской области.
Если в Мурманской области, рядом с границей, Starlink ещё может работать, то в Иркутске он формально не работает. Плюс нет наземной инфраструктуры специальной. Изначально компания Starlink не активировала возможность доступа к своим услугам на территории РФ и Китая, поэтому технически в Иркутске это очень маловероятно
— Дмитрий Дацыков
Что с батареями?
Дроны могли находиться в режиме ожидания. По словам Дмитрия Дацыкова, всё зависит от схемотехники самого дрона.
На одной и той же визуально одинаковой плате у вас может быть разная энергопотенция, как в автомобиле. Какой-то автомобиль стоит две недели, и у него всё хорошо. А если у вас там какие-то сложности по проводке, он у вас через сутки уже аккумулятор высаживает.На фронте дроны могут находиться в режиме ожидания несколько часов до суток. А различные бытовые устройства могут находиться в таком режиме в течение месяцев. Поэтому всё зависит от конкретной реализации, что там было сделано.
— Дмитрий Дацыков.