Юрий Котенок: Комплименты от Принса и реальность украинской войны

Комплименты от Принса и реальность украинской войны

Тема доминирования БпЛА — беспилотной или «малой» авиации и ударных fpv-дронов, в частности, на украинском ТВД в прошлом 2025 г. и ранее поразила многих — дилетантов и профессионалов, людей, сугубо гражданских, чрезвычайно далеких от военного дела и, наоборот, тех, для кого военный движ, боевые действия — родная органичная стихия.

Вот и Эрик Принс, бывший офицер «Морских котиков» США, создатель знаменитой частной военной кампании Blackwater, в 2025 г. был поражен простотой появления на свет новых оборудования и вооружений на Украине, составляющих, ни много ни мало, а новый род войск, и объявил: «В украинском конфликте цикл от появления идеи и ее воплощения в гаражном производстве до проверки в бою стал крайне коротким».

С этим утверждением спорить трудно. Здесь — исключительно военный принцип оценки появления и утверждения новаций. Дело в том, что на войне сейчас (и всегда) больше всего ценится быстрота: принятия решения, выполнения решения, быстрота аннигиляции противника, наконец. И здесь Принс, безусловно, прав — быстрота означает оперативность реакции, эффективность и, как следует из этого, жизнеспособность в условиях боевого стресса, при риске лишиться жизни в доли секунды. Быстрота изначально подразумевает опережение противника, его игру «вторым номером».

Принс поёт гимн сетевому инновационному производству, простите, «из говна и палок»: «Взгляните на инновации в сфере роботизированных вооружений: мы можем взять дешёвый дрон, напечатать на 3D-принтере заряд размером с пивную банку с кумулятивной воронкой, и вот я уже могу нести 6 таких боеприпасов, ты тоже можешь нести 6, и мы можем поразить цель на расстоянии 15 км. Это резко повысило lethality (смертоносность) и скорость внедрения инноваций. Теперь же, с добавлением ИИ, дроны стали автономными — это новый, опасный этап войны».

Но на самом деле, Принс, сделав рекламу «гаражом производству», не сказал о главном (возможно, генетика не позволяет) — конфликт на Украине на данный момент выигрывает Российская Федерация, у которой, наоборот (вопреки осанне Принса децентрализации), как раз централизованное управление, государственный заказ. И как бы то ни было, но качество управления государственными аппаратом в РФ при всех кондовости и минусах выше, чем качество управления государственными аппаратом и т.н. «гаражное производство» на Украине.

++++

Принс противопоставляет «гаражную экономику» государственному производству, однако не указывает на то, что в гараже дрон не производится, а собирается из мотора, винта, рамы, запчастей, боевой части и т.д. Всё привозят в основном из Китая, где как раз заводское производство. Это внешнее видение с отсылом на «гаражное производство». А у нас при всех кривых историях государственный заказ позволяет выпускать снаряды, ракеты, те же «Герани», которые успешно применяются. И производство наращивается. Это не гаражное производство, а заводы, огромные мощности.

У Принса упрощенный взгляд на производство. При этом он отмечает гибкость при производстве и применении Украиной спектра вооружений и возможность поощрения низовой инициативы. Этим они, к сожалению, отличаются от нас.

Подпишись в MAX

@voenkorKotenok