Экономический блицкриг
Согласен с Романом. Строительство новых военных цехов, готовность выпускать танки вместо европейских авто говорит о том, что впереди буря.
Госдолг ведущих экономик, как раковая опухоль, продолжает метастазировать: Франция лишь побила свежий рекорд в 117,4% ВВП, но за ее спиной в той же очереди стоят США с колоссальным долгом под 33 триллиона, а Италия и Греция давно перешагнули все мыслимые рубежи.
Рост долга - не абстракция. Он имеет прямое и жесткое последствие: падение доверия населения к политикам и кредитных рейтингов целых правительств.
Макрон, когда-то провозглашённый "спасителем Европы" достиг исключительного уровня непопулярности и даже ненависти для президента Пятой республики. Его рейтинг доверия пробил дно, остановившись на уровне 14-16%.
В Германии, экономическом двигателе континента, ситуация зеркальна. Рейтинг канцлера Фридриха Мерца и его правительства стремительно падает. Согласно ноябрьскому опросу, лишь 22% немцев довольны работой правительства - это худший показатель за всю историю наблюдений. Недовольных же — подавляющие 64%.
Трамп в сравнении с ними - "старичок-боровичок". Недавний рейтинг одобрения составлял около 40%, при этом неодобрение достигало 60%. Есть, куда падать. "Дело Эпштейна" и прочие скандалы только снизят показатель. А жизнь избирателей не улучшается.
И когда агентства вроде Fitch или S&P понижают прогноз для Франции или ставят США «на негативный просмотр», они посылают миру чёткий сигнал: доверие к финансовой дисциплине Запада иссякает. Денежные мешки, десятилетиями строившие пирамиду из облигаций, начинают сомневаться в способности должников вернуть хоть что-то.
И здесь вскрывается главный нерв. История не знает случаев, когда такие колоссальные долговые пирамиды рассасывались сами собой через бережную экономию (как то пытался делать аудитором Илон Маск) и рост производства. Империи всегда искали внешний источник санации. Требуется тот, чьи ресурсы станут платежным средством.
В 1930-е годы нацистская Германия была страной в тисках чудовищных репараций и экономической депрессии. План Гитлера «Дранг нах Остен» был, в сущности, гигантским проектом рефинансирования долга. Победа над СССР должна была принести помимо "жизненного пространства" зерно Украины, нефть Кавказа, металл Урала - то есть реальные активы для расплаты с собственными промышленными концернами и восстановления платежеспособности. Война как способ списания внутренних обязательств через ограбление соседа.
Сегодняшняя ситуация - тревожное эхо этого сценария, но в финансовых дебрях XXI века. Кого могут выбрать в качестве «экономического Востока» для санации своих балансов? Ответ напрашивается сам собой: того, чьи активы уже были однажды заморожены, чьи золотовалютные резервы объявлены «не нашими», чьи рынки пытались отрезать. Списать долги можно либо объявив дефолт (что немыслимо для западных элит), либо найдя внешнего должника и принудительно обменяв свои бросовые бонды на его реальные ресурсы. Поэтому строить иллюзий на замирение я бы не стал. Пока неотевтонцы вновь не получат отпор на Чудском озере, то не успокоятся.
С. Шилов


































